Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Защита прав и свобод человека и гражданина является чрезвычайно важным обязательством каждого современного правового государства. Данная модель защиты находит свое отражение во Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. , Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 г. и целом ряде других международных документов.
Статья 2 Конституции РФ гласит, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства». Однако, не всегда взаимодействие гражданина и государства в лице его представителей оказывается конструктивным и в полной мере соответствует установленным правовым требованиям.
В определенной мере это связано и с тем, что ни на государственном, ни на межгосударственном уровне права и свободы не могут быть сформулированы иначе как в предельно обобщенном виде, а в этой ситуации их интерпретация конкретным человеком может отличаться и от изначально заложенного в них смысла, и от их официального толкования государством.
1 Общая характеристика правозащитных организаций в международных отношениях на современном этапе
1.1 Международно-правовые механизмы защиты прав человека
История международных неправительственных организаций в области защиты прав человека уходит корнями в историю Нового времени. Еще до того, как правозащитные организации получили мировое признание, в Европе появились группы энтузиастов, пытавшихся проводить мониторинг нарушений прав человека и сообщать о них международной общественности. Самым ярким примером является деятельность Общества за отмену рабства. Этим вопросом начал в 1783 году заниматься британский филантроп, политический и общественный деятель Уильям Уилберфорс. Именно благодаря его многолетней борьбе против рабства и работорговли к 1830-м годам в Великобритании стала возможна победа аболиционистского движения.
фициально рабство в стране было отменено в 1838 году, а уже спустя два года Общество за отмену рабств добилось ратификации Всемирной конвенции против рабства, а затем и принятия правительствами Великобритании, Франции, России, Пруссии и монархии Габсбургов обязательств бороться с работорговлей .
С тех пор в мире появилось множество правозащитных организаций; особенно бурный их рост пришелся на вторую половину XX века, когда было образовано большинство из ныне действующих крупных МНПО данного профиля («Фридом Хаус», «Международная Амнистия», Международная Хельсинская федерация по правам человека и др.). В последние несколько десятилетий они внесли существенный вклад в развитие системы глобального управления.
Во многом благодаря деятельности данных структур был выработан своеобразный кодекс поведения основных акторов мирополитической системы по отношению к своим гражданам в области прав человека, который в целом соблюдает все цивилизованное мировое сообщество.
С другой стороны, деятельность правозащитных организаций в современном мире достаточно специфична и разнонаправлена, поэтому неудивительно, что периодически интересы правозащитных МНПО сталкиваются с интересами транснациональных корпораций, международных межправительственных организаций и, конечно, национальных государств. Далеко не все правительства с одобрением относятся к работе этих структур, подозревая их в действиях, направленных на подрыв собственного суверенитета.
Особенно актуален данный тезис в отношении стран, не входящих в так называемый Золотой миллиард, где как раз очень активно действуют неправительственные организации в области защиты прав человека. Развивающиеся государства зачастую обвиняют последних во вмешательстве во внутренние дела и насаждении западных ценностей (но не стандартов жизни).
Защита прав человека является достаточно важным обязательством каждого государства. Приведенная модель защиты прав и свобод человека и гражданина нашла свое непосредственное отражение во Всеобщей декларации прав человека, которая была провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», принятой 4 ноября 1950 года, а также многих других актах, носящих международно-правовой характер.
Конституция Российской Федерации в статье 2 провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. К сожалению, взаимодействие между государством в лице его представителей и гражданина на практике не всегда оказывается конструктивным и советующем закреплённым правовым требованиям. В какой-то степени это связано с тем, что основные права и свободы четко не сформулированы и не закреплены на государственном и межгосударственном уровнях. Поэтому их восприятие разными людьми может значительно отличаться от заложенного законодателем смысла.
1.2 Понятие и правосубъектность правозащитных организаций в международных отношениях
Международная защита прав человека подразумевает под собой совокупность норм, регулирующих совместную деятельность государств по защите нарушенных прав человека, она предполагает определение прав, свобод и обязанностей гражданина перед государством, а также возложение на государство обязанностей по соблюдению и защите прав граждан. Кроме того, регламентируется механизм контроля со стороны международных организаций за выполнением государствами своих обязательств. В настоящее время граждане Российской Федерации, чьи права нарушены государственными органами или иными должностными лицами, активно пользуются правом на защиту со стороны международных структур.
В настоящее время международные органы по правам человека разделяют на две формы: универсальные и региональные. Каждая из указанных форм занимает особенное место в системе обеспечения реализации прав человека и имеет свой объем компетенции и функции. В свою очередь сегодня можно наблюдать определенные проблемы во взаимодействии России и международных организаций, основной задачей которых является защита прав и свобод человека и гражданина. Предполагается целесообразным рассмотреть более подробно каждый из вышеуказанных средств защиты прав.
Универсальные международные средства защиты прав и свобод человека – специальные органы, созданные в соответствии с международным правом, наделенные полномочиями по рассмотрению, принятию и оценке обращений граждан странучастников, заключивших соглашение о сотрудничестве в сфере защиты прав граждан, путем взаимодействия через международные организации. Универсальные международные органы подразделяются на квазисудебные и конвенционные. К первой категории относятся органы, действующие на основании международных договоров и осуществляющие судебную защиту стран-участников, заключенных договоров, таким образом, что указанные органы по своей сфере деятельности похожи на судебные органы. Конвенционные органы в свою очередь представляют собой действующие на основании договоров органы, основной сферой деятельности которых является контроль за соблюдением указанных соглашений государствами-участниками, в данном случае конвенционные органы носят в основном политико-правовой характер.
В качестве примера будет рассмотрен такой универсальный международный орган как Организация Объединенных Наций, в частности его орган Международный суд и Международный суд (МС), как не подотчётный Организации Объединенных Наций (ООН) орган. Чтобы всесторонне проанализировать данные органы, необходимо обратиться к истории создания ООН.
ООН – это международная организация, образованная с целью стабилизации, поддержания и сохранения международной безопасности и мира между странамиучастниками. Формулировка «объединенные нации» впервые прозвучала в Декларации Объединенных Наций во время Второй мировой войны в 1942 году, когда представители 26 государств взяли на себя обязательство осуществлять совместную борьбу против стран, пропагандирующих националистические идеи. В ходе Ялтинской (Крымской) конференции трех стран антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритании в феврале 1945 года была достигнута конечная договоренность об учреждении ООН. Уже в конце апреля 1945 года в Сан-Франциско началась разработка Устава ООН , в которой принимали участие представители 50 стран. На сегодняшний момент в состав ООН включает 193 государства. К органам ООН относится: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.
2 Особенности правозащитных организаций в международных отношениях в 21 веке
2.1 Виды правозащитных международных организаций
По подсчетам, в современной России действует 72 правозащитные организации. Программа их деятельности далеко не однозначна, в их содержании существует значительный разброс. Актуальность темы исследования определяется тем, что до сих пор нет единой классификации правозащитных организаций, сложившихся критериев и параметров, по которым можно было бы четко разграничить. В связи с этим рассматриваемая тема представляет как теоретический, так и практический интерес для более точного определения места правозащитных организаций в системе общественных организаций и правозащитной системе способствует выявлению их специфических особенностей и перспектив развития, что является целью нашего доклада.
Вопрос о классификации правозащитных организаций в современной России нашел определенное освещение в юридической литературе. В частности, данная проблема рассматривается в статьях Н.В. Збажинского, А.Ю. Сунгурова, которые предлагают варианты заслуживающие внимания. В частности, Збажинский классифицирует неправительственные правозащитные организации по следующим критериям .
1. По масштабу деятельности, куда он относит международные, общероссийские, региональные и местные правозащитные организации.
2. По членству. По данному критерию деятельность неправительственных правозащитных организаций им разделяются на три типа:
– с индивидуальным членством;
– с коллективным членством;
– со смешанным членством, когда организация имеет двойное членство – индивидуальное и коллективное.
3. По отношению к государству: конфронтационные, которые выступают противниками государственной политики и ориентируются на тайное давление на власть.
4. По защите отдельных видов прав и свобод человека и гражданина.
– общеправозащитные. В эту группу включены организации, уставные цели которых предусматривают деятельность по всему спектру правозащитных проблем;
– профильные, в состав данной группы входят организации, уставные цели предусматривающие деятельность по конкретному профильному спектру правозащитных проблем;
– юридические организации, осуществляющие прием граждан с бесплатными консультациями;
– социально-благотворительные организации, занимающиеся благотворительной помощью (моральной или материальной) социально не обеспеченных групп населения.
По нашему мнению, классификация которая представлена в статье Збажинского, наиболее объемной она охватывает значительное количество организаций, что делает ее наиболее объемной она охватывает значительное количество организаций, что делает ее наиболее привлекательной. Но автор делает основной акцент на неправительственные правозащитные организации, автор к сожалению не дает характеристику правительственных правозащитных организаций, что несколько снижает ее рейтинг .
Изучив изложенный в юридической литературе опыт, мы предприняли попытку изложить свою точку зрения на виды и критерии классификации. Нам представляется, что не нужно ограничиваться лишь общественными правозащитными организациями, а обязательно учитывать и правительственные организации.
В первую очередь необходимо внести корректировку в толкование понятия: что такое правозащитная организация. Правозащитные организации один из видов более широкого понятия – «общественное объединение». Оно юридически раскрывается в статье 30 Конституции Российской Федерации, статье 117 Гражданского Кодекса Российской Федерации и статье 5 Федерального Закона от 19 мая 1995 года (в редакции от 19 юля 1998 года) «Об общественных объединениях». Об отдельных специфических видах правозащитных организаций говорится в Федеральном Законе от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях», Федеральном Законе от 28 июня 1995 года «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», Федеральном Законе от 11 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» .
2.2 Трансформация роли правозащитных организаций в современной системе международных отношений
Одной из ведущих тенденций развития международных отношений современности является рост числа международных неправительственных организаций с заметным увеличением их влияния как на политику отдельных стран, так и на международной арене в целом. По данным экспертов в 2000 г. в мире насчитывалось свыше 37 тысяч неправительственных организаций (31 тысяча – в 1990 г.). Из них 12 тысяч занимались правозащитной деятельностью; постоянных членов международных НПО насчитывалось 255 тыс., что послужило основанием для признания их в качестве важного элемента формирующегося глобального гражданского общества.
Термин «неправительственные организации» был введен в оборот в 1945 г. Уставом ООН. Он акцентирован на их главном предназначении – отражать и защищать интересы общественности и противопоставлять их позиции публичной власти. Начиная с появления в 1863 г. в Женеве Международного Комитета Красного Креста, а в России в 1976 г. Московской Хельсинской группы – деятельность правозащитных неправительственных организаций (НПО) отражала тенденции демократизации мира и стремительную эволюцию международного сотрудничества в области прав человека. Правозащитная деятельность превратилась в сущностный признак современной цивилизации .
Главной задачей действующих в мире сотен международных правозащитных НПО является защита конституционных прав граждан и контроль за деятельностью государств в этой сфере, а также организация работы в области охраны прав и свобод человека. Международные правозащитные НПО осуществляют мониторинг за работой государственных властей в сфере прав человека, а также занимаются сбором, анализом и оценкой состояния соблюдения прав человека и нарушений в этой области.
К иным задачам, которые ставят перед собой неправительственные организации, относятся расследования конкретных фактов нарушения прав человека, нередко – в исправительных учреждениях; правовое просвещение, в том числе пропаганда правозащитных идей через публичные мероприятия и издательскую деятельность; помощь лицам, чьи права нарушены; анализ положения с правами человека, прежде всего, с гражданскими правами и свободами, в тех государствах, где они функционируют, с привлечением к сотрудничеству высокопрофессиональных ученых-правоведов и адвокатов; участие в судебных процессах в качестве общественных защитников. Особенностью задач правозащитной деятельности является продвижение и защита универсальных общечеловеческих ценностей и правовых стандартов в условиях различных мировоззренческих и религиозных систем.
НПО определяют наиболее уязвимые группы прав человека в конкретной стране, информируют об этом соответствующие структуры государства и вынуждают их вырабатывать рекомендации по исправлению нарушений. Неправительственные организации прибегают к угрозам обнародования определенных фактов нарушений прав человека для достижения целей изменения политики конкретной страны. В случае, если государственные структуры уступают, действия НПО могут ограничиваться распространением информации о нарушениях на национальном уровне .
Правозащитные организации могут организовывать пикеты и митинги; проводить консультирование населения по юридическим вопросам и по отдельным видам жалоб на нарушения; участвовать в законотворчестве на разных уровнях. Нередко НПО выдвигают требования к органам государственной власти об отмене дискриминационных законодательных актов, ущемляющих права национальных меньшинств, например, в сфере образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отечественная история и история Европы в целом убедительно продемонстрировали, с одной стороны, бесперспективность построения правозащитной системы на принципах насильственно введенного социализма, а с другой – разрушительные последствия некритичного заимствования одним государством политико-правовых идей иных стран.
Мнение о том, что правозащитные организации международного типа, как правило, возникают только в западных странах со сложившимся гражданским обществом и развитой современной экономикой, не совсем отвечает действительности: международные правозащитные организации широко представлены в очень многих развивающихся странах, где уровень развития гражданского общества, часто опережая экономическое развитие, послужил основой для транснациональной активности этих стран.
Более того, правительства западных стран не всегда терпимо относятся к общественным группам, которые, развивая свою деятельность в наиболее проблемных областях, вовлечены таким образом в настоящую глобальную сеть подобных организаций по всему миру.
Фрагмент для ознакомления
3
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
I. Источники:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 1998. - 10 декабря.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // Бюллетень международных договоров. - № 3. - 2001.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - 1994.
4. Римский статут Международного уголовного суда (Принят в г. Риме 17.07.1998 Дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного уголовного суда) // СПС «КонсультантПлюс».
5. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XII, - М., 1956, с. 14 – 47.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 16.03.2020. - № 11. - Ст. 1416.
7. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» [Электронный документ]. – URL: http://sngcom.ru/keyissues/compatriots/law.html.
8. Указ о восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Болгарии [Электронный документ]. – URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4595.htm.
9. Концепция внешней политики Российской Федерации от 20 января 2016 г. [Электронный документ]. – URL: http://www.mid.ru/bdomp/nsosndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/c32577ca0017434944257b160051bf.
10. Вэйсбродт Д. Международные права человека. Закон, политика и процесс / Центр по правам человека Университета Миннесоты, 2001.
11. Мы, народы: гражданское общество, ООН и глобальное управление: Доклад группы видных деятелей по вопросу отношений между ООН и гражданским обществом. М.: «Информациология», 2004.
12. Погорельский А.В. Международное правозащитное движение: история и современность / А.В. Погорельский. - Воронеж: «Научная книга», 2009 - 146 с.
13. Резолюция ЭКОСОС 1099 (XL) от 4 марта 1966 г. Расширение Комитета по неправительственным организациям. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/490/44/IMG/NR049044.pdf?OpenElement.
14. Резолюция ЭКОСОС 1996/31 от 25 июля 1996 г. Консультативные отношения между Организацией Объединенных Наций и неправительственными организациями. URL: http://www.un.org/ru/ecosoc/docs/1996/r1996-31.pdf.
15. Резолюция ЭКОСОС 3 (II) от 21 июня 1946 г. Мероприятия для консультации с неправительственными организациями. URL: http://daccess-ddsny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/043/28/IMG/NR004328.pdf?OpenElement.
II. Литература:
1. Истамова, Д.О.К. Деятельность международных неправительственных правозащитных организаций / Д.О.К. Истамова // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения. сборник статей по материалам XXII международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 51-56.
2. Кротова, Е.Н. Международные организации как способ защиты прав и свобод человека и гражданина / Е.Н. Кротова // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. – 2018. – № 4 (5). – С. 90-96.
3. Матвеев, Г.В. Московская хельсинская группа как ведущая неправительственная международная организация по защите прав человека / Г.В. Матвеев // Вестник ТИСБИ. – 2019. – № 3. – С. 123-127.
4. Новосельцев А.Ю. Участие России в европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод / А.Ю. Новосельцев, К.В. Степанюгин // Московский журнал международного права. – 2021. – № 1. – С. 46-56.
5. Осина, Е.М. Деятельность международных организаций по защите прав женщин в современном мире / Е.М. Осина, Е.А. Паламарчук // Правовое образование: сборник научных статей. Под общей редакции Магомедова Б.М., Сизько И.А. - Ростов-на-Дону, 2018. – С. 188-189.
6. Османова, Н.А. Защита прав национальных меньшинств в международном праве / Н.А. Османова // Новые научные исследования: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч. - Пенза, 2021. – С. 118-121.
7. Петрова, Ю.И. Некоторые аспекты деятельности международных организаций по защите прав человека / Ю.И. Петрова // Актуальные проблемы современной юридической науки и практики: сборник научных статей по материалам всероссийской студенческой научной конференции с международным участием. В 2-х томах. – 2019. – С. 83-86.
8. Правкина, И.Н. Международные механизмы защиты прав человека / И.Н. Правкина, М.Н. Семенова // Вестник науки и образования. – 2019. – № 6-1 (60). – С. 46-50.
9. Рахматулина, С.Р. Права меньшинств в международном праве: нормативный механизм регулирования в федеративных государствах / С.Р. Рахматулина // Глобальный диалог о целях устойчивого развития: правовое измерение: материалы Международной научно-практической конференции (к 75-летию образования ООН). - Москва, 2020. – С. 274-280.
10. Розенцвайг, А.И. Международная правозащитная деятельность / А.И. Розенцвайг: учебное пособие. – Самара: Издательство Самарского университета, 2020. - 92 с.
11. Скребец, Е.В. Трансформация роли правозащитных организаций в современной системе международных отношений) / Е.В. Скребец // Парадигмы истории и общественного развития. – 2020. – № 19. – С. 79-83.
12. Усенов, У.М. Деятельность организации объединенных наций в области защиты прав женщин / У.М. Усенов // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 1 (152). – С. 39-40.
13. Файрузов, Ф.Р. Деятельность международных неправительственных организаций по защите прав человека / Ф.Р. Файрузов // Современный мир и право: 75 лет Организации Объединенных Наций. Материалы Международной научно-практической конференции. Отв. редактор Р.В. Нигматуллин. – 2020. – С. 374-381.
14. Фуфлыгина, Н.А. ОБСЕ как субъект защиты прав человека / Н.А. Фуфлыгина, Е.С. Козина // Экономика и международные отношения: проблемы, тенденции, перспективы: сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Н.В. Рассказовой, Л.В. Рожковой. – 2019. – С. 203-209.
15. Черная, А.М. Международные неправительственные организации по защите прав детей / А.М. Черная // 25 лет конституционного развития России и проблемы государственного управления: материалы межвузовской научно-практической конференции. – 2018. – С. 168-170.
16. Чиверь, П.С. Международные механизмы защиты прав человека / П.С. Чиверь // Вестник науки. – 2020. Т. 1. – № 11 (32). – С. 130-133.
17. Чиканова, А.О. Международно-правовые механизмы защиты прав человека / А.О. Чиканова, Е.А. Горянкин // Проблемы реформирования российской государственности: материалы XIV Всероссийской конференции по национальному и международному праву. - 2019. - С. 208-211.
18. Шестаков Д.Ю. Международно-правовые аспекты деятельности неправительственных организаций, связанных с ООН: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997.
19. Berger J. Religious Non-Governmental Organizations: An Exploratory Analysis // Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. March 2003 Volume 14 P. 15-39.
20. Boutros Boutros Ghali. Forward to: NGOs, the UN, and Global Governance / G. Boutros Boutros. - London, 1966.
21. Robinson J. Human Rights and Fundamental Freedoms in the Charter of the United Nations. – New-York, 1946.
22. Stoshich B. Les organizations non- govermentales et les Nations Unies. – Paris.1964.
III. Интернет – ресурсы:
1. Конвенции, соглашения и другие правовые материалы ООН: Права человека // http://www.un.org/russian.
2. Министерство Иностранных дел Российской Федерации // http: www.mid.ru.